Депутат Госдумы Максим Рохмистров: «Долой транспортный налог!»
Эксклюзивный фоторепортаж специального корреспондента KM.RU Игоря Варнавского

В Государственной Думе Российской Федерации готовится законопроект, направленный на упразднение так называемого транспортного налога на автомототранспорт. Недовольство налогом в обществе назрело уже давно. Связано это с тем, что его начисление и взимание платежей производится по упрощенной схеме – платят те, кто просто имеет автомобиль, независимо от того, пользуется он им или нет. Получается глупая ситуация, когда люди, имеющие автомашину, но использующие ее редко, платят столько же, сколько, например, те же таксисты, не вылезающие из-за руля сутками. Налицо законотворческий перекос, порождающий явную несправедливость – человек платит налог за вещь, собственником которой он является, а не за то, что, используя ее в своей жизни, наносит урон экологии, разрушает дорожные покрытия, которые государство должно восстанавливать.

По поводу этого в Госдуме сегодня разгорается нешуточный конфликт. Фракция ЛДПР совместно с другими партиями инициировала изменение этого законодательного акта. Суть идеи обозначил в ходе пресс-конференции в «АиФ» депутат Госдумы Максим Рохмистров. Он предложил отменить ничем не обоснованные поборы и перенести основное бремя платежей на тех, кто больше ездит. То есть ввести систему, при которой платить придется при покупке бензина прямо на АЗС. Перечислять деньги в бюджет станут уже торговцы топливом. Такая схема, кстати, существует во многих странах мира, в том числе и в США.

В настоящее время всякого рода заявления по поводу поступления денег от этих сборов на строительство и ремонт дорог оказываются чистой декларацией, потому что их целевым распределением из бюджета занимается правительство, отщипывая от общего пирога нужную сумму. Вероятнее всего, поэтому и считаются российские дороги направлениями, а стоимость их ремонта и строительства в три-четыре раза превышает стоимость аналогичных работ в соседнем Китае.

Финские эксперты, проанализировав состав покрытия лучших российских автострад – МКАД и питерской объездной, сделали совсем грустный вывод. По их мнению, фирмы, которые производили строительство этих трасс, в Финляндии вообще навсегда лишились бы лицензии на производство таких работ – эксперты нашли в представленной на анализ асфальтовой смеси песок, который для этих целей на западе вообще не применяется. При этом такая «муть» появилась недавно – с тех пор как упразднили дорожные фонды и деньги пошли непонятно куда. Впрочем, как известно, «рыбку ловят в мутной воде». Поток собираемых дензнаков идет в указанном ему направлении, однако существуют и каналы, по которым они незаметно уходят на строительство, например, частных фешенебельных коттеджей или финансирование западного автопрома, производящего дорогущие эксклюзивные «ягуары» и «лексусы».

Одна из схем строительства такого «канала» была озвучена Максимом Станиславовичем. Дело в том, что автомобильные организации, фирмы оплачивают транспортный налог авансом, за год вперед, исходя из имеющегося автопарка. А если в течение года использовалась лишь треть из имеющегося автопарка, то разницу потом можно будет получить назад, на следующий год… Правда, при этом придется доказать, что автопарк простаивал. А лучше всего поступить проще – поделиться с тем, кто будет вас проверять, то есть с чиновником. По словам Рохмистрова, это происходит почти систематически, а называется такая схема на официальном языке «коррупционной составляющей законодательного акта».

Вообще, дороги сейчас кормят не только тех, кто что-то по ним перевозит, но и большую часть чиновников разного уровня. И за счет взимания транспортного налога тоже. Именно им первым очень не понравится идея его отмены и переноса платежей на заправочные станции. Ведь получив сразу, одномоментно крупную сумму денег, проще отщипнуть от нее определенную часть, с тем чтобы списать ее на другие счета и скрыть. Теперь же все платежи станут «прозрачными», налоговая инспекция может видеть все реальные объемы работ, переездов, перевозок. Трудно станет и торговцам топливом скрывать свои реальные доходы и прибыли, потому что придется отчитываться, перечисляя взимаемый налог, перед государством. В результате благодаря контролю и прозрачности бизнеса цена на бензин может, наоборот, понизиться.

Автомобиль же превратится в обычную вещь, просто иметь которую Конституция РФ не запрещает. Сегодня же все по-иному: если авто или мотоцикл не используется, а стоит на хранении, налог за нее все равно платить придется. Иначе к вам домой явятся судебные приставы вместе с ретивыми сотрудниками ГИБДД и будут, прикрываясь «дырявым законодательством», очень настойчиво взыскивать неуплату. Хорошо, что нет пока налогов на телевизоры, холодильники или компьютеры…

На этом фоне крайне цинично звучат заявления некоторых законодателей о том, чтобы передать часть государственных магистралей в частные руки, сделать проезд по ним платным и не построить при этом конкурентоспособной альтернативной трассы. Пусть частник строит магистраль-объезд в качестве своей инициативы, создает, таким образом, свой бизнес, вкладывает в него свои деньги. Зачем же замахиваться на государственные стратегические установки?

С представленной идеей изменения законодательства, по словам Рохмистрова, согласны большинство фракций Госдумы. Даже отдельные депутаты-единороссы в кулуарных беседах поддерживают ее. Как будут развиваться дальнейшее события, мы узнаем уже очень скоро, потому что откладывать это дело в долгий ящик нецелесообразно. Такое положение в целом тормозит экономику страны, спекулятивные цены на строительство дорог не дают ей развиваться. Если же положительные решения начнут блокироваться, депутаты готовы инициировать проведение автомобилистами показательных акций, например, в форме подвязывания к антеннам машин специфического знака, обозначающего согласие с идеей.